Задача обеспечения продовольственной безопасности нашей страны наиболее остро встала с началом введения санкций в 2014 году. В результате изменившейся геополитической ситуации стало очевидным неэффективность существующей системы организации сельского хозяйства, ярко обозначились наиболее острые внутренние и внешние проблемы, мешающие развитию агропрома.
Среди внутренних проблем необходимо отметить нерациональное использование сельскохозяйственных земель, слабая государственная поддержка существующих фермерских хозяйств, неразвитость социальной и дорожной инфраструктуры, обеспеченность кадрами. К проблемам, обусловленным внешними факторами, необходимо отнести незащищенность отечественного сельскохозяйственного производителя со стороны импорта более дешевой сельскохозяйственной продукции зарубежных фермеров.
Остановимся подробнее на этих проблемах и способах их решения. Прежде всего необходимо отметить, что приватизация совхозов в начале 1990-х гг. привела не только к появлению фермерских хозяйств, но и к проблеме «брошенных» земель. Так, например, Ленинградской области не используются треть земель. Из них в Бокситогорском, Волосовском и Тихвинском районе 85%. Они зарастают бурьяном и борщевиком.
Дело в том, что у брошенной земли есть собственники, которые выкупали ее гектарами в 90-ые гг., затем перепродавая под жилищное и промышленное строительство. «Брошенные» земли не только теряют свое качество, но и не дают расширяться КФХ. Эта проблема влечет за собой и социальную проблему. Жители сел, вокруг которых находятся брошенные земли, не могут заниматься на них сельским хозяйством.
Села вымирают, закрываются школы, не развита система здравоохранения, дорожная инфраструктура. Но даже для уже существующих КФХ или для тех, кто желает их приобрести, существует проблема льготного кредитования, конкуренции с дешевой импортной продукцией по сбыту в розничных сетях.
Таким образом, для решения данных проблем, а, следовательно, развития сельскохозяйственной отрасли, я предлагаю принятие следующих мер:
Во-первых, необходимо упростить механизм изъятия брошенных земель у недобросовестных собственников, осуществить перевод этих земель из частной в государственную собственность. После этого необходимо создать на этих землях либо государственные сельские хозяйства, либо продать их фермерам при условии тщательной проверки предлагаемых проектов. Также необходимо установить жесткий контроль за использованием данных земель, дав возможность повторного изъятия в случае недобросовестного землепользования. Следует отметить, что создание государственных сельских хозяйств и объединений фермеров дадут новую жизнь селу. Земли будут использоваться рациональным способом, а жители получат рабочие места.
Во-вторых, необходимо принять государственную программу по возрождению села, которая бы предусматривала не только предоставление грантов и возможность льготного кредитования сельскохозяйственных работ, но и прямое субсидирование в строительство социальной и дорожной инфраструктуры села.
В-третьих, необходимо сделать сельскохозяйственные районы привлекательными для жизни молодежи. Для этого необходимо предоставлять молодым специалистам жилье и приусадебные участки, сделать зарплату конкурентоспособной по сравнению с городской, давать возможность сельской молодежи обучаться в аграрных сузах и вузах по направлению с обязательством отработать не менее пяти лет в своем селе после получения образования.
В-четвертых, необходимо увеличить затраты на научно-исследовательские работы для того, чтобы заниматься проектами в области развития молочного животноводства, производства кормов, ветеринарии, селекции, определения лучших вариантов землепользования, особенно с учетом того, что Ленинградская область является зоной рискованного земледелия.
В-пятых, необходимо отметить, что следует более четко отработать механизм льготного кредитования сельского хозяйства, обязать государственные банки выдавать КФХ инвестиционные кредиты. Одобрение заемщиков по краткосрочным сельскохозяйственным кредитам отдать на уровень комитетов по сельскому хозяйству субъектов Федерации с обязательным контролем за целевым использованием средств со стороны Министерства сельского хозяйства.
Особенно следует отметить характер влияния вступления России в ВТО на развитие сельского хозяйства. Дело в том, что в ВТО вступают страны с конкурентоспособной промышленностью и на своих условиях, обязательными среди которых является постепенная либерализация импортных пошлин и протекция своего производителя. Россия в попытке поддержать свои сырьевые отрасли согласилась при вступлении на любые условиях, превратившись в рынок сбыта для развитых стран.
В результате торговые сети наполнились дешевой импортной сельскохозяйственной продукцией, произведенной, зачастую, с использованием ГМО. Немаловажным фактором является и то, что за время пребывания России в ВТО, организация потеряла часть своего международного влияния ввиду образования трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства и трансокеанского партнерства, а также введения санкций.
Таким образом, для того, чтобы развивать сельское хозяйство и делать агропромышленную отрасль конкурентоспособной необходимо не просто введение санкций и государственная поддержка сельского хозяйства, но и повышение импортных тарифов и требований к качеству завозимой продукции.